Виктор Пелевин   Руйнівники міфів

оповідання, повісті, романи та жодного інтерв'ю - після нас не залишиться
 
Текущее время: Чт дек 14, 2017 10:03 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ва-Банкъ, "Нижняя Тундра"
СообщениеДобавлено: Пн дек 28, 2009 9:00 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 28, 2009 6:56 pm
Сообщения: 132
Цитата:
Из всех форм музыкальных произведений самое сильное воздействие на меня оказывают творения, являющие собой воплощение каких-либо концепций, то есть цельных художественных образов. К таковым относятся и литературные произведения.

Суть темы такова: известный и популярный автор Виктор Пелевин написал рассказ «Нижняя тундра », по мотивам которого не менее известная и популярная группа Ва-Банк создала одноименный музыкальный альбом. Тексты песен (2, 3, 5, 6, 12) альбома были написаны с привлечением поэта Евгения Головина, проживающего в настоящее время в США. Альбом был записан и сведен на студии Владимира Рацкевича и Олега Литвишко… впрочем, об этом позже.

Прослушивание альбома следует начать… с прочтения рассказа (ссылка выше). К альбому прилагался буклет с этим рассказом и странными изображениями пластилиновых кукол, так что обладатели диска скорее всего действовали правильно. Тебе же, уважаемый читатель, я настоятельно рекомендую прочесть рассказ загодя, может быть даже дважды, дабы тонкие аллюзии текстов альбома не прошли мимо. А их довольно много, и не все из них отсылают к рассказу Пелевина; некоторые — к Гумилеву («Будь капитаном, просим…»), а некоторые и к произведениям малоизвестных у нас авторов (см., напр., «Джон Донн»).

Меня этот альбом заворожил с самого начала, и не столько текстами, хотя и они, безусловно, сыграли свою роль, сколько потрясающей звуковой картиной, которую создали музыканты группы вместе с Олегом Литвишко. А поскольку часть из читающих этот блог является, как минимум, интересующимися технологиями создания музыки — вот вам из моих запасов текст о том, как это произведение создавалось (ссылки на альбом в конце постинга). Заранее сообщаю, что автором нижеследующего я не являюсь; возможно, автор — Максим Головин, он же Мix2R@.

источник: http://forum.websound.ru/musoblog/archives/28


Вложение:
Комментарий к файлу: Ва-Банк. "Нижняя тундра", альбом
Va_Bank_Nijnyaya_Tundra.jpg
Va_Bank_Nijnyaya_Tundra.jpg [ 105.27 Кб | Просмотров: 2773 ]


Альбом был частично написан, записан и окончательно сведен в студии Владимира Рацкевича и Олега Литвишко с помощью, непосредственно, самого Олега Литвишко, который использовал двойную систему Sound Designer и сэмплер E-mu Emulator c предварительным сведением и окончательным сведением непосредственно на мастер-CD. Как читатели могут знать, указанные системы имеют ограниченную совместимость форматов, но об этом чуть позже.

Зачастую, когда перед отечественным исполнителем, имеющим небольшую зависимость от музыкального жанра, встают задачи перенесения альбомного звучания, так сказать, его «духа и буквы». И тут на сцену выходят различные «минуса». Минидисковые (а иной раз и кассетные) портастудии, DAT-магнитофоны, саморезные CD все с теми же минусами и т.п. Cамый продвинутый, в своем роде, вариант «фанеры» я наблюдал на фестивале в Казантипе минувшим летом: малороссийская хип-хоп группа лихо зажигала под MP3-плеер. А что, воспроизведение «с кристалла» не скакнет, не заест, не зажует, да и фонограмму украсть сложнее, взял и скачал пропажу со своего сайта, например. Но к чести «Вабанков», вариант типа «длинноногая блондинка (томная брюнетка) пританцовывает за макетом клавишных из папьемаше в натуральную величину под минидиск» на обсуждении отпал почти сразу. Почему почти? Дядьки вабанки ничего не имеют против, собственно, блондинок и брюнеток. И тогда, после длительных переговоров, ваш покорный слуга, был ангажирован сделать ЭТО. Причем и по сей день весь объем ЭТОГО неизвестен, ведь творчество не стоит на месте.

Сразу же возник главный вопрос какую конфигурацию аппаратуры выбрать. Конечно же, не то что бы «budget relation», но, как выразился г-н Пого (он же Madonna Vainе, штатно-бессменный сэмплерщик г-на Мэнсона), — вариант «more bang for the buck» — был несомненно предпочтителен. Для непосредственно концертной работы была выбрана автономная рабочая станция Equinox 61 (Generalmusic) в полной комплектации, а для предварительной обработки авторских сэмплов Олега Литвишко, включающей альтернативное сведение, прикидки, преобразования из формата в формат, обесшумливание, компрессирование, обработку эффектами, пересэмплирование, сжатие или растяжение по времени, изменение высоты тона и т.п. использовалась настольная компьютерная система на платформе IBM+Creamware. Была использована конфигурация Pentium III 400 МГц, 128 Мбайт RAM, 8 Мбайт VRAM AGP, 4 Гбайт Ultra Wide SCSI CD-RW (Yamaha 1644) с установленными системами Pulsar Plus 2.0 (программно-аппаратный комплекс) и TripleDAT 3.03 (виртуальный программно-аппаратный комплекс). Для подключения Equinox’a по SCSI был дополнительно установлен какой-то простенький без BIOSный контроллер с внешним SCSI фирмы Symbios. Забегая вперед скажу, что вся работа по подготовке и загрузке постановочного материала была произведена в студии звукорежиссера группы Ва-банк и независимого продюсера Павла Овчарова, который использует Cubase VST в качестве секвенсерной программы (я использую Cakewalk, что создавало дополнительные трудности). Со студии Олега Литвишко материал был получен в нескольких видах: исходные секвенции в формате MIDI-1, партии Emulator’а, которые оказались частично пересэмплированными в формат Sound Designer и сохраненными в виде loop’ов формата WAV (специально для них г-ном Литвишко MIDI-дорожки были переписаны заново) и частично замененные патчами Equinox’a и VL-70m (в частности, партии Novation Basstation & TB-303), составленные мной. Для сэмплов и лупов формата Akai были составлены карты раскладки для Equinox’а под диктовку г-на Литвишко с указанием списка сэмплов в патчах, их базовых тонов и нот, на которых они играют. Такая процедура была проведена с каждой дорожкой. Вся цифровая аудиоинформация была собрана в отдельные файлы для каждой композиции. Впоследствии был изготовлен CD-ROM в формате EISSO 9660 для последующего прочтения на IBM в программе MAC-Opener. Испеченные иначе диски указанным способом мы прочесть не смогли. (Вы скажете, конечно, что существует множество утилит различного назначения для преобразовани форматов сэмплов и сэмплерных программ и будете правы, но в нашем случае не было ни лишнего студийного времени экспериментировать с ними, ни опыта работы с такими утилитами.)

Первоначально планировалось грузить сэмплы в Equinox прямо с CD. Но позже выяснилось, на разных этапах студийных, репетиционных, послерепетиционных и послеконцертных, что просто загрузить семплы, восстановить раскладки и подставить патчи в MIDI-партитуры мало для успеха. Кроме того, что в ряде композиций понадобилось увеличить темп для оживления концертной подачи, Павел Овчаров остался недоволен качеством даже хваленых «акаевских» программ, принялся их чистить, компрессировать и т.д. (см. список выше). В конечном итоге, мне понятно нежелание FOH™a Овчарова в ходе работы бросаться грудью на микшер еще и из-за 6-ти каналов электроники. Одни микрофоны и живые инструменты заняли 18 каналов. В итоге мы сошлись на том, что мне следует произвести MIDI-сведение и MIDI-компрессирование, то есть, если можно так выразиться, MIDI-мастеринг всех электронных партий. С особым тщанием расставлялись контроллеры №11, №10 и №7. Зачастую в патчах, исполняемых «вживую» (а такими не стали разве только кликтрек, грувтрек, дорожка управления MIDI-периферией и некоторые партии электроперкуссии) приходилось тщательно выверять динамические диапазоны, кривые и диапазоны velocity & offset velocity, диапазоны хода фильтров, динамические кривые зависимостей частот среза фильтров от всего, отчего эти частоты зависят и т.д. Я понимаю, почему сходную часть работы над дебютным диском группы «Garbage» ее продюссер Butch Vig назвал не иначе, как «MIDIhell». При этом стоит учесть, что в распоряжении автора оказалась самая оптимальная, на сегодняшний день, рабочая станция. (Выбирали, собственно, между Korg Triton и GEM Equinox. Triton на треть дороже, а внешний SCSI-накопитель представляет собой опасность на концерте. Зависание по SCSI отнюдь не фунт изюма.) Я имею достаточный опыт работы на живых концертах с системой типа: ноутбук, MIDI-интерфейс, паутина MIDI-кабелей и гора MIDI-инструментов/контроллеров. Такая конфигурация, даже будучи оптимизированной, не представляется достаточно надежной и удобной в работе на сцене с рок группой. Специализированная рабочая станция гарантирует большую надежность и музыкальность. Для запуска сэмплов были запрограммированы удобные клавиатурные шкалы, для исполнения контроллерных партии, пользовательские конфигурации контроллеров передней панели Equinox’а и подключенных педалей. Для управления периферийными звуковыми модулями и процессорами эффектов вовсю использовались макросы из назначаемых дискретных переключателей и т.д.

На сцене все выглядело следующим образом: Equinox 61 имеет два набора MIDI-разъемов. К выходу одного из них подключается барабанный звуковой модуль, который используется для кликтрека и грувтрека. Этот модуль оборудован стереофоническим аудиовыходом, с которого снимались указанные треки, разнесенные по панораме. В таком виде они и попадали в мониторный микшер барабанщика Андрея Белизова. Он работает с этой концертной программой в наушниках и предпочитает собственный мониторинг сводить самостоятельно. Для этого в его мониторный микшер кроме кликтрека и грувтрека подается бас барабан, снятый отдельным динамическим микрофоном, электронный бас (взятый с выхода на наушники соло-синтезатора), мониторный микс Equinox’а (с одного из его наушниковых выходов) и общая мониторная подгруппа с главного микшерного пульта. Таким образом удалось согласовать игру живых музыкантов с электронными партиями — арпеджио, сэмплами, небольшими и сквозными секвенциями. Разъем MIDI Thru барабанного модуля используется для передачи команд смены программ вокального и гитарного процессоров, что было необходимо в некоторых композициях. Системные каналы, естественно, пришлось назначить разные для всех инструментов каждой MIDI-цепочки. Ко второму MIDI выходу Equinox’a подключен соло-синтезатор, которых таким образом получает все необходимые комманды: от SysEx (посылок с патчами) до клавиатурных команд и контроллеров. И те и другие либо прописываются в секвенсер, либо исполненяются на клавиатуре и контроллерах Equinox’а. Помимо этого, в одной из композиций звук извлекается комбинированно с клавиатуры Equinox и Wind контроллером, подключенным непосредственно к гнезду на передней панели солосинтезатора, а в другой применяется Breath-контроллер, так же подключенный к соло-синтезатору напрямую. Неудобство такой конфигурации заключается в том, что дорожку секвенсера невозможно направить сразу на выход, поэтому под внешние приборы пришлось зарезервировать по пользовательскому банку Equinox’a c пустыми, не звучащими программами. Надо заметить, это не составило проблемы — в RAM-файле Equinox™a помещается 16 пользовательских банков более чем достаточно на 5-6 композиций в одном RAM-файле.

В некоторых композициях бассисту группы Алику Исмагилову приходится откладывать бас и играть партии второй гитары. В других композициях вторую или третью гитару исполняет лидер группы Александр Ф. Скляр. Алик наотрез отказался таскать на концерты два комбика, и решение этой проблемы получилось простым и в то же время неожиданным. Гитарный и басовый процессоры включили последовательно, а выходы с педали Bypass распаяли наоборот и подключили к каждому из процессоров. В результате оставалось лишь менять гитару на бас и включать нужный процессор (второй автоматически переходил в режим обхода). Так же бесцеремонно я обошелся с авторскими партиями, предпочтя изменение клавиатурных раскладок и программирование альтернативных строев разучиванию оригинальных пассажей шестьдесятчетвертыми и синкопированных басслайнов шестнадцатыми триолями. Кстати сказать, меня совершенно не радует перспектива транспортировки огромного инструмента с полноразмерной рояльной клавиатурой (например, Equinox 88Pro) весом более 30 кг только для того, чтобы блистать своим исполнительским искусством на сцене. В результате такого нежелания ладовые пассажи превращались в хроматические гаммы, двуоктавные арпеджио в гаммы по белым и т.п. Арпеджиаторы и RPS™ы (Realtime Play Sequence) широко используются практически в каждой композиции данной концертной программы. А секвенсер Equinox’а оказался на 85% заполненным системными сообщениями, а не Note on или Note off. Для меня это необычайно удобно. Случается пол песни брать один аккорд, концентрируясь на рисунке и подаче, а секвенсер подсовывает необходимые ноты и/или семплы. Другой интересный трюк состоял в привязке некоторых особенно важных ритмических семплов к отдельным RPS’ам. Такой RPS программировался на режим однократного проигрывания (One shot) и состоял, например, из одной команды взятия ноты и другой снятия ноты. Зачем это нужно? А затем, что в Equinox’e есть возможность задать режим проигрывания RPS’а со следующей доли или с начала такта. Это гарантирует правильный запуск сэмпла без потери ритма. Иногда таким образом программировались целые пачки RPS’ов, которые затем извлекались гармонически или мелодически. Также оказалось необходимым программировать кроссфейд, назначаемый на послекасание: например, основной ритмический луп играет в диапазоне от 0 до 90, а брейк извлекается от 75 до 127. 3 такта держим без усилия, а на 4-ом «дожимаем» клавишу и извлекаем брейк ритмически точно. И еще одна уловка. После энергичной композиции группа вступает вслед за фронтменом. Скляр играет на гитаре под ритмический семпл с плавающим грувом и начинает петь с затакта. Барабанщику поймать темп по семплу затруднительно, тем более, что вокалист может изменить время вступления остальных музыкантов в зависимости от реакции публики, а кликтрек для барабанщика запускается уже потом. Эта проблема была решена путем программирования закольцованного RPS’а, где одна из дорожек выдавала клик-отсчет только на звуковой модуль, используемый барабанщиком в качестве метронома. Этот RPS запускался с той же клавиши, что и играющий с самого начала ритмический сэмпл — все получилось жестко и стабильно. На данный момент это все, чем мне хотелось бы поделиться с читателями, но работа еще не закончена. Мне кажется, что вдумчивым и творческим подходом можно решить задачу фирменного звучания на концерте и без подкладочных фонограмм.

Сайт группы Александра Скляра: http://www.afsklyar.ru/

зы. ознакомиться с файлами можно тут

_________________
"Держитесь подальше от тех людей, которые пытаются уменьшить вашу значимость. Так всегда поступают маленькие люди. А действительно великие внушают вам чувство, что вы тоже можете стать великим." Марк Твен


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Template made by DEVPPL. Supported by .